Загрузка

» Куда поехать? » Ломоносовский район » Достопримечательности » Церковь Петра и Павла
Церковь Петра и Павла

Церковь Петра и Павла

Ломоносовский район, пос. Ропша, Красносельское шоссе, 3А

Описание

В пределах современных государственных границ России Благовещенская церковь в поселке Ропша Ленинградской области является единственным памятником шведской культовой архитектуры второй половины XVII века. Культовые сооружения лютеранского вероисповедания есть на территории города Выборга и его района. Но это либо более ранние и городского типа сооружения, либо более поздние. Ценность церкви Благовещения как памятника шведской архитектуры реставрации и приспособления заключается в том, что это пример произведения провинциального храма сельского лютеранского прихода. И недаром при просмотре альбомов шведской архитектуры мы остановились на храмах шведской Лапландии, района географически противоположного Ингерманландии, однако сходного с ним исторической судьбой и характером провинциального положения по отношению к коренным землям шведского королевства.

Здание стоит на холме с историческим названием Княжья горка. Такое местоположение определяет градостроительное значение церкви. Здание ориентировано по оси запад — восток. Церковь зального типа с возвышающейся колокольней. Основной конструктивный материал кладки — серый известняк и кирпич, который используется для обрамления полуциркульных перемычек проемов и многочисленных разновременных вычинок известняковых стен. Известняковые плиты в размерах узкие, разной длины, с толстым слоем известкового раствора, который выравнивал каменную кладку. Арочные перемычки проемов выложены кирпичом. Техника кладки различная — некоторые (большинство) имеют характер «накладки», неорганично перевязанной с основными стенами. Исключение составляет кирпичное оформление первого южного оконного проема от колокольни и южной арки колокольни. В этих местах, предположительно, выкладка кирпичом арочного свода первоначальна. Колокольня утверждена на сводах, своды опираются на западные пилоны и толщину западной стены церковного здания выделенными легкими лопатками. Арки усилены воздушными металлическими связями.

Зальный план церковного здания — развитие базилики. Получив усложненное развитие в католических странах Западной Европы, базиликальные храмы преобразуются в храмы зального типа. В этом варианте возможен бесстолпный храм скромных размеров для сельского и городского малого прихода. Эта типология церковного здания унаследована от католичества протестантскими церквами XVI и последующих веков. В нашем случае именно здание зального типа для протестантского сельского прихода представлено церковью в Ропше, в начале XVIII века приспособленной для православной службы. В изначальном виде, но с приспособлением церкви под православную службу с возведением иконостаса, солеи и устройством алтаря с жертвенником и диаконником, церковь просуществовала до 1781 года, когда в ней был воздвигнут световой барабан в деревянных конструкциях. Для его конструктивного утверждения в помещении церкви должны были возведены опоры.

В это же время в западной зоне здания в уровне чердака создается придел во имя Дмитрия Солунского (Мироточивого). О наличии вокруг церкви кладбища первое упоминание относится к 1783 году.

Наиболее ранним документом, свидетельствующим о техническом состоянии церкви, является прошение Ее Императорского Величества вотчинной канцелярии в Санкт-Петербургскую консисторию от февраля 1746 года: «... Ропшинской мызе святая церковь внутренним строением весьма обветшала что подлежит вновь перестроить для того святой престол должно разо-барть и зделать вновь...». Разрешение о разборке престола в том же феврале было Консисторией выдано.

Обратим внимание, что в тексте прошения речь идет только об обветшавшем внутреннем помещении. Заметим, что текст документа достаточно лаконичен и обосновывает только целесообразность разборки престола, что в XVIII веке и входило в компетенцию духовных властей. Вопросами общего ремонта и его финансирования ведала вотчинная контора Елизаветы Петровны, правившей в это время императрицы. То есть не исключено, что к 1746 году обветшали не только полы и потолки, а также нельзя исключать плохое состояние стен здания.

С 1752 года по проекту архитектора В. Растрелли, с основой каменного дома Головина, строится императорская резиденция с собственной домовой церковью.

Наиболее полную информацию об архитектуре церкви содержат документы 1815-16 годов, времени, когда церковь капитально ремонтировалась. Содержательно эти документы состоят из сметы на ремонт, которую сделал архитектор Руско и Миллер, а также счетов подрядчиков за выполненные работы.

Архитектор Руско осматривал церковь в 1802 году и составил смету ремонта в сумме 15 794 рубля. Эта смета не сохранилась, но отметим, что сумма ремонта достаточно большая, предполагающая капитальные исправления здания. Вероятно, что ремонт церкви произведен по этой смете не был.

При достаточной ясности в интерпретации исторических документов XIX века мы, в отсутствии фотосъемки конца XIX — начала XX веков и других достоверных графических изображений, не можем абсолютно достоверно решить вопрос о завершении колокольни, высотных отметках архитектурного объема барабана с куполом и всей системы оформления интерьеров.

В 1937 году церковь была закрыта. Во время войны использовалась немцами для хозяйственных нужд. С 1960-х годов разрушается.

На сегодняшний день техническое состояние здания церкви Благовещения  руинированное. По сути, остался только конструктивный остов стен здания. Все перекрытия обрушены, карнизы и часть стен с большими утратами. Однако, то, что сохранилось, дает представление об архитектурной ценности постройки. Как памятник истории и культуры здание представляет собой необычное архитектурное сооружение, не перекликающееся ни с одним известным сооружением русской архитектурной школы XVII — XVIII веков, то есть, даже внешне оно относится к иной культуре.

В этой особенности заключается необычная ценность сооружения не только для Ленинградской области, но и для России в целом.

Сейчас богослужения в Ропше совершаются в храме Святых апостолов Петра и Павла рядом с кладбищем. Храм устроен из железного 40-футового контейнера в 2002 году, освящен протоиереем Александром Кудряшовым. Впоследствии пемещение несколько расширено пристройкой.