Загрузка

» О Ленинградской области » История XVIII -XXI вв.

История XVIII -XXI вв.

Северная война.

Начало боевых действий под командованием Петра I на территории современной Ленинградской области ознаменовалось в 1702 году освобождением Ладожского озера от шведских кораблей, осенью этого же года после упорного 13-часового штурма была взята крепость Нотебург, которую Петр переименовал в Шлиссельбург – «ключ-город», символично имея в виду выход в Финский залив.

Эта победа открыла русской армии путь к устью Невы. Весной 1703 года освобождение древней Ижорской земли от шведов завершилось, были взяты Ям и Копорье. Закрепляя выход России к Балтийскому морю, Петр I заложил на одном из островов невской дельты город Санкт-Петербург, которому было суждено стать новой столицей Российской империи.

Шведские войска пытались вновь овладеть берегами Невы, но раз за разом терпели поражение. После взятия русскими войсками в 1710 году Выборга и Корелы исчезла постоянная угроза шведских нападений на Петербург. С этого момента военные действия Северной войны были перенесены за границы современной Ленинградской области.

В эпоху существования Новгородского государства территория нынешнего региона входила в состав Водской, Шелонской и Обонежской пятин. За Водской пятиной закрепилось и другое название - Ижорская земля. В 1708 году территория Ижорской земли вошла в состав Ингерманландской губернии, переданной в управление А. Д. Меньшикову. В 1710 году губерния была переименована в Санкт-Петербургскую.

Закладка и строительство в XVIII веке новой столицы придала нашим землям особую значимость. В этот период жизнь губернии  во многом определялась потребностями Петербурга в стройматериалах.

Так, Были построены кирпичные заводы на реках Ижора, Тосна, Нева.  Известь заготавливали на реках Сясь, Тосна, Пудость. Пудожским камнем-известняком, добываемым около Гатчины на реке Пудость, облицованы фасады Казанского собора, из этого камня построен Павловский дворец в Гатчине. Лес для строительных работ в столице заготавливали в Новоладожском, Тихвинском, Ямбургском, Лужском уездах и сплавляли по Неве и Тосне. В губернии действовали многочисленные лесопильные заводы.

Особое место в промышленном развитии Северо-Запада России XVIII-XIX вв. играли предприятия, связанные со строительством Балтийского флота и вооружением армии. В начале  XVIII действовала Олонецкая верфь в Лодейном Поле, с неё было спущено более 450 судов. Корабли, построенные замечательными русскими мастерами, с честью несли Андреевский флаг в морских сражениях на Балтике и Средиземном море, участвовали в кругосветных плаваниях и географических открытиях.

Для нужд флота в 1723 году был создан Ижорский завод, превратившийся в крупнейшее предприятие тяжелого машиностроения. Огнестрельное и холодное оружие, продукцию для флота с 1724 года выпускал и Сестрорецкий оружейный завод, старейшее предприятие на территории области.

Развитие Петербургской губернии в ХIХ веке происходило в благоприятных условиях. К концу столетия на ее территории насчитывалось 275 предприятий, на которых работало 30 тысяч человек.  К началу ХХ века губерния имела развитые линии связи, кроме почты, действовали телефон, телеграф, радио. Закончилось строительство нового обводного Ладожского канала. В канун Октябрьской революции на территории губернии насчитывалось около двух тысяч дворянских усадеб.

После переименования Петрограда в Ленинград в 1924 году соответствующее название получила и губерния. Ленинградская область появилась на карте Советского Союза после выхода постановления Всесоюзного Центрального Исполнительного Комитета  и Совета Народных Комиссаров РСФСР 1 августа 1927 года. Но нынешние географические очертания область приобрела только после Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг.

В 1941-1944 гг. на территории области расположился плацдарм битвы за Ленинград, все оборонительные и наступательные операции  проводились советскими войсками на территории нашего региона, Ленинградская битва считается одним из важнейших сражений Второй мировой войны.  

Первым в Ленинградской области пострадал Лужский район, в июле 1941 года там был сооружен оборонительный рубеж, благодаря упорной борьбе удалось на три недели задержать наступление немецко-фашистских захватчиков. Но в сентябре 1941 года вражеским войскам все-таки удалось осадить Ленинград, взяв его в Блокадное кольцо.

В  ноябре 1941 года  властями Ленинграда был введён норматив по отпуску продуктов питания. Началась осуществляться доставка продовольствия и боеприпасов, а также проводиться эвакуация населения из Ленинграда на Большую землю по южной части бурного и опасного для судов Ладожского озера. Легендарная трасса, движение по которой не прекращалось даже в зимнее время года, получила название «Дорога жизни».

Осенью того же года после захвата города Тихвин гитлеровские дивизии вышли к Войбокалу, там противники перерезали железную дорогу и  приблизились к Ладоге. Базы снабжения Ленинграда пришлось перенести дальше от озера на 300 с лишним километров  к  станциям Заборье и Подборовье. Военный совет Ленинградского фронта принял решение построить зимнюю автомобильную дорогу в обход Тихвина, захваченного врагом.

Дорогу прокладывали местные жители – женщины, подростки и старики, самоотверженно трудившиеся в пургу и морозы.  6 декабря по трассе, названной Военно-автомобильной дорогой № 102, двинулись первые автомашины с грузом.

В январе 1944 года в ходе длительных операций по освобождению осажденного города враг был отброшен на 100 километров от Ленинграда. Вражеская блокада, длившаяся 900 дней, была полностью ликвидирована. 27 января 1944 года Ленинград отметил окончание блокады торжественным артиллерийским салютом из 324 орудий.

Неувядаемой славой покрыли себя защитники Ленинграда, на территории Ленинградской области в память о событиях тех страшных лет на рубежах битвы за Ленинград сооружен грандиозный мемориальный комплекс «Зелёный пояс Славы». Он состоит из таких известных памятников, как «Рубежный камень», «Цветок жизни», «Румболовская гора», «Катюша», «Разорванное кольцо» и мн. др.

Важным и памятным событием для жителей Ленинградской области в День празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной Войне 1941-1944 гг. стало зажжение Вечного огня на мемориале «Разорванное кольцо» во Всеволожском районе.

С окончанием войны началось глобальное восстановление хозяйства, в области стали появляться новые города и посёлки. В 1949 году статус города был присвоен Сланцам, в 1950 — Бокситогорску, в 1953 — Кировску, в 1954 — Пикалёво и Ивангороду, в 1956 — Подпорожью, в 1963 — Тосно и Всеволожску. В 1973 году введена в эксплуатацию Ленинградская электростанция в Сосновом Бору, который в этом же году также получил статус города.

Уже к концу 1946 года большинство предприятий, имевшихся в Ленинградской области перед войной, возобновили свою работу. Вошли в действие Нижнесвирская и Волховская гидроэлектростанции, возобновил производство Волховский алюминиевый завод, начала добычу сланца шахта №1 в Сланцах. Важнейшим итогом восстановительных работ стало достижение в 1949 году довоенного уровня промышленного производства. Также были приняты меры и по восстановлению сельского хозяйства. К концу 1946 года восстановлено 1167 колхозов, в них построено 13 тысяч жилых домов.

В ноябре 1966 года область была удостоена ордена Ленина за мужество и героизм, проявленные в разгроме немецко-фашистских оккупантов под Ленинградом, и за успехи, достигнутые в развитии народного хозяйства. В январе 1984 года наш регион был награжден орденом Октябрьской революции, которым были отмечены успехи трудящихся в хозяйственном строительстве.

В 1993 году Ленинградская область и Санкт-Петербург были выделены в самостоятельные субъекты Российской Федерации, в 1994 году был принят Устав Ленинградской области. В последние десятилетия регион активно развивается. С 2012 года областью руководит Александр Юрьевич Дрозденко.